Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования связи психологического благополучия и склонности к манипулятивному поведению у студентов связана с тем, что в современном обществе наблюдается рост манипулятивных практик во всех сферах жизни. Это приводит к нарушению гармоничного развития личности, снижению психологического благополучия и развитию различных психологических проблем. Изучение данной темы позволит лучше понять механизмы манипулятивного поведения, проявить факторы, способствующие его формированию, также поможет выявить личностные черты, когнитивные способности и эмоциональные особенности, благоприятствующие склонности к манипулированию и разработать методы профилактики и коррекции манипулятивных тенденций у студентов.
Цель исследования: Изучение особенностей взаимосвязи психологического благополучия и склонности к манипулированию у студентов.
Объект исследования: Психологическое благополучие и манипулятивное поведение.
Предмет исследования: Особенности взаимосвязи психологического благополучия и склонности к манипулированию у студентов.
Гипотеза: Существует взаимосвязь между уровнем психологического благополучия и уровнем макиавеллизма у студентов.
Задачи:
1. Провести анализ психологической литературы по темам психологическое благополучие и манипулятивное поведение.
2. Выявить уровень психологического благополучия у студентов.
3. Установить наличие склонности к манипулятивному поведению у студентов.
4. Провести корреляционный анализ уровня психологического благополучия и склонности к манипулированию у студентов.
Методы исследования:
1. Теоретические — анализ и обобщение данных научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические – Шкала макиавеллизма личности (Machiavellianism Scale, MACH-IV), Методика диагностики степени внушаемости Е. Б. Михайлюка, Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко), Шкала манипулятивного отношения Банта.
Выборка: Юноши и девушки (20-22 года)
Глава 1. Психологическое благополучие и манипулятивное поведение в современной психологии
1.1 Теоретический анализ понятия психологическое благополучие
В современную эпоху одним из показателей качества жизни человека является его психологическое благополучие, которое представляет собой состояние и процесс удовлетворения своей жизнью, осознание реализации своих возможностей. Сегодня проблема психологического благополучия все чаще становится предметом исследований психологов. Это связано с острой необходимостью психологической науки и практики определить, что является основой внутреннего равновесия индивида, его психического здоровья и составляющих его элементов [12].
Важными исследованиями являются те, в которых рассматриваются вопросы, помогающие людям решать проблемы психического благополучия. Актуальность изучения этой проблемы связана с тем, что психологическое благополучие - это психологический феномен, который воплощает в себе естественное стремление человека к внутреннему равновесию, комфорту и ощущению счастья.
Рассматривая различные определения термина "психологическое благополучие", можно заметить, что ученые чаще всего выделяют в этом явлении определенный оценочный компонент или рассматривают его как совокупность характеристик и/или состояний. Ученые также интерпретируют психологическое благополучие как процесс формирования этих оценок, состояний, характеристик или как результат такого процесса. К. Рифф обосновывает психологическое благополучие как восприятие и оценку своего внутреннего функционирования с точки зрения пика человеческого потенциала.
Субъективное благополучие - это динамическая когнитивно-эмоциональная оценка собственного качества жизни человека в целом и его отдельных сфер. Эта оценка основана на объективных факторах, которые воспринимаются и усваиваются индивидом с учетом его индивидуально-типологических особенностей. Конкретным воплощением субъективного благополучия человека является психологическое благополучие.
А.А. Шадрин понимает психологическое благополучие человека как результат его переживаний, его успехов или достижений в профессиональной деятельности и личной жизни. Эта оценка выражается в когнитивных (удовлетворенность жизнью, семейное благополучие) и эмоциональных аспектах. Последние проявляются как положительными, так и отрицательными эмоциями и чувствами (счастье, радость или депрессия, отчаяние, грусть).
Н.М. Голубева делает упор на оценочную составляющую в определении психического благополучия и рассматривает его как целостный опыт, который выражается в субъективном ощущении счастья, удовлетворенности собой и своей жизнью. Это связано с основными человеческими ценностями и потребностями, оценка которых пересматривается обществом.
Психологическое (субъективное) благополучие также связано со счастьем, с положительными эмоциями, низким уровнем неприятных эмоций и высоким уровнем удовлетворенности жизнью. Закусочная. Среди признаков психологического (субъективного) благополучия автор называет позитивность измерения (для такого благополучия необходимо наличие положительных показателей), глобальность измерения (субъективное благополучие предполагает глобальную оценку всех сторон жизни человека в течение определенного периода времени). от нескольких недель до десятилетий) [15].
Р.М. Шамионов считает, что психологическое (субъективное) благополучие - это состояние динамического равновесия, которое достигается за счет разнонаправленного переживания удовлетворения в разных сферах жизни. Л.В. Куликов отмечает, что психологическое благополучие заключается в состоянии внутреннего равновесия и целостности, в согласованности психических процессов и функций.
И. Павлоцкая определяет психологическое благополучие как целостное явление, характеризующее позитивное функционирование человека, выражающееся в субъективном чувстве удовлетворенности жизнью и реализации собственного потенциала. Она считает, что психологически состоятельный человек способен к самопринятию, позитивно относится к себе и другим и с оптимизмом смотрит в будущее. По словам Е.Г. Трошихиной, психологическое благополучие тесно связано с позитивным восприятием будущего и настоящего и гораздо в меньшей степени с позитивным восприятием прошлого. Поэтому человек должен быть активным, целеустремленным и целеустремленным на будущее.
Таким образом, психологическое благополучие можно рассматривать как результат системного единства оптимальных психологических характеристик и состояний человека, а именно личностной зрелости, самореализации, психологического благополучия личности, личной гармонии и субъективного благополучия. Психологическое благополучие может проявляться в переживании положительных эмоций и чувств в смысле реализации собственного потенциала. Психологическое благополучие реализуется на нескольких уровнях, связанных с ориентацией личности и ее интеграцией в общество [13].
Человек с низким уровнем психологического благополучия не имеет опыта позитивных близких отношений с другими людьми. Эти индивиды строят свои отношения через призму постоянного контроля над другими и ожидают активного позитивного отношения к себе (выражения положительных эмоций, приглашения стать частью определенной группы). В то же время они сохраняют собственную пассивную позицию (связанную со страхом быть отвергнутыми).
Человек с низким психологическим благополучием имеет негативный эмоциональный фон и остро ощущает потребность в самоконтроле. Он воспринимает окружающий мир как угрожающий и несправедливый. Человек со средним уровнем психологического благополучия характеризуется ориентацией на контроль над внешней средой, но в то же время стремится развивать собственную компетентность. Такие личности склонны идеализировать других и руководствуются своим текущим социальным статусом и отношениями в обществе. Ваше позитивное отношение к миру связано с негативным эмоциональным фоном, который связан с негативным отношением к себе.
Для людей со средним уровнем психологического благополучия характерна ориентация на узкий, значительный круг общения, они стремятся его сохранить, в том числе избегая изменений в собственной личности. Человек с высоким уровнем психологического благополучия имеет опыт тесных позитивных отношений, которые лежат в основе дальнейшего построения конструктивной системы отношений с другими людьми, миром и самим собой. У них высокий уровень рефлексии, они преодолевают различные конфликты внутри и умственно. Люди с высоким уровнем психологического благополучия характеризуются стрессоустойчивостью и социальной адаптацией [18; 23].
Психологическое благополучие людей может быть низким, средним или высоким, а зависть возникает из-за того, что у человека есть тесные позитивные отношения с внешним миром и людьми.
Теоретическая основа для понимания феномена психологического благополучия была заложена исследованиями Н. Брэдберна, согласно которым для описания этого явления необходимо использовать знаки, отражающие состояние счастья или несчастья, субъективное чувство общего удовлетворения или неудовлетворенности жизнью. Взгляды Брэдберна на природу и структуру личного благополучия получили широкое признание в науке, а разработанный им метод - шкала баланса аффектов - до сих пор используется в исследованиях, изучающих различные аспекты психологического благополучия. Брэдберн исследовал зависимости, существующие между уровнем психологического благополучия и различными социальными факторами. Была обнаружена значительная взаимозависимость между степенью психологического благополучия и уровнем материального дохода. Исследование ясно показало, что люди с более высокими доходами часто имеют более высокий уровень психологического благополучия, что обеспечивается высокой корреляцией между положительным влиянием и уровнем дохода. В то же время отсутствие обратной связи по шкале негативного воздействия предполагает, что деньги могут усилить чувство радости, но не могут уменьшить чувство печали.
Все подходы к изучению феномена психологического благополучия можно разделить на несколько групп. В первой группе мы рассматриваем феномен "психологического благополучия" как две основные области: гедонистическую и эвдемонистическую. Гедонистические теории включают в себя все те учения, в которых благополучие описывается в основном в терминах удовлетворения – неудовлетворенности, основанных на балансе положительных и отрицательных аффектов, это концепции Н. Брэдберна и Э. Дайнера.
Н. Брэдберн создал представление о структуре психологического благополучия, которое, по его мнению, представляет собой равновесие, достигаемое постоянным взаимодействием двух типов аффектов – положительного и отрицательного. События повседневной жизни, приносящие радость или разочарование, отражаются в нашем сознании и накапливаются в форме аффекта, окрашенного соответствующим образом. То, что нас расстраивает и беспокоит, выражается в форме негативного аффекта, те же события повседневной жизни, которые приносят нам радость и счастье, способствуют усилению позитивного аффекта. Разница между положительными и отрицательными аффектами является показателем психологического благополучия и отражает общее чувство удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк, Г. Структура личности / Г. Айзенк. – Санкт-Петербург: Ювента, 1999. – 464 с.
2. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. – М.: изд-во МГУ, 1994. – 145 с.
3. Голубева М. В. Статья «Межличностные отношения. Психология межличностных отношений». https://psychologist.tips/3834-mezhlichnostnye-otnosheniya-psihologiya-mezhlichnostnyh-otnoshenij.html- 2019.
4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. — М., 2012. - 344 с.
5. Голубева Н.М. К проблеме дифференциации понятий психологического и субъективного благополучия личности / Н.М. Голубева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2010. - Т.3. - № 3. - с.36-42.
6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. – М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. – 344 с.
7. Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников, 2012. - №7. – С.19-24.
8. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. – М., 2000. – 585 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rumol.ru/files/ library/ books/karamurza/kara-murza-manipul.pdf .
9. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – Москва: Эксмо, 2023. – 424 с.
10. Кириенко, А.А. О понятии направленности личности, ее структуры и содержания / А.А. Кириенко // Образование и саморазвитие. 2010 – т. 3. – №19. – С. 161-166.
11. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208 с.
12. Куликов Л.В. Факторы психологического благополучия личности / Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева, М.Ю. Долина, О.В. Иванов, М.А. Розанова, Т.Г. Тимошенко // Теоретические и прикладные вопросы психологи: матер. юбилейной конф. "Ананьевские чтения - 97". - Вып.3. - Ч.1. - СПб., 2007. - с.342-350.
13. Манипуляции в деловом общении: как распознать и противостоять. — Текст: электронный // Научные статьи: [сайт]. — URL: https://nauchniestati.ru/spravka/manipulyaczii-v-delovom-obshhenii/ (дата обращения: 30.01.2025).
14. Иванова, М. Д. Манипуляции во взаимодействии и способы их нейтрализации / М. Д. Иванова. — Москва, 2024. — 11 c. — Текст: непосредственный.
15. Недошивина Ю. С. Гендерные особенности тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов. «Вестник» Марийского государственного университета. 2018. - Т. 12 № 2.
16. Непряхин, Н.Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию / Н.Я. Непряхин. – Москва, 2023. - 283 с.
17. Нечаева, В. Г. Преподавание физики в медицинском вузе: история и современность / В. Г. Нечаева, Е. В. Шевченко, Л. К. Воронова, А. В. Коржуев. — Текст : электронный // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-fiziki-v-meditsinskom-vuze-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 30.01.2025).
18. Слотина Т. В., Омар Хайям: Рубайят. Сопоставление переводов / Хайям Омар; под ред. Р. Ш. Малкович. – СПб: РХГА, 2012. – С. 21.
19. Орлова Д.Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) / Д.Г. Орлова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2015. - № 1. - с.28-36.
20. Павлоцкая Я.И. Социально-психологический анализ уровней и типов благополучия личности / Я.И. Павлоцкая // Современные проблемы науки и образования. - Пенза: Издат. дом "Академия естествознания, 2015. - № 1 (часть 1). - с.15-44.
21. Петрова Н. П. и ряд авторов Психологические манипуляции в студенческой среде. Международный научный журнал «Символ науки» № 16, 2016 год.
22. Погорельцева Ю. А. Психология личности. Учебное пособие/СПбГТУРП. — СПб, 2022. — 118 с.
23. Петрова, Н.П. Специальная воспитательная работа в вузе как способ социально-психологической адаптации студентов-иностранцев / В сборнике: Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики / Н.П. Петрова. – Москва, 2015. – С. 143-146.
24. Рябчук А. В. Эффективность психологического воздействия в политическом процессе [Электронный ресурс]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Рябчук Андрей Викторович. – Москва, 2022. – 173 с.
25. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону: Феникс, 2023 г. - 283 с.
26. Трошихина Е.Г. Субъективное восприятие временных периодов жизни в связи с психологическим благополучием человека / Е.Г. Трошихина // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлин - ского, 10-11 октября 2013 г., Москва / отв. ред.А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. В 3 т. Т.1. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2013. - С.445-448.
27. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития/Социальное развитие в пространстве времени детства. М, 2022. - 329 с.
28. Филатов А. В. Основы распознания и противодействия манипуляции сознанием / О. В. Филатов. – Калининград: МО «Сенте», 2019. – 203 с.
29. Цымбал, Е. А. Феномен социального манипулирования (социально-философский анализ) / Е. А. Цымбал. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2010.
30. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. — 245 с.